Проектирование дорог является важной задачей современного мира. Автомобильные дороги являются артериями, служащими для движения грузового, легкового и общественного транспорта. Современная транспортная система является сложным организмом, элементы которого взаимосвязаны и находятся во взаимной зависимости. Проектирование дорог в настоящее время во многом определяется существующими связями между городами, промышленными предприятиями, зонами отдыха и другими центрами.
Жизнь современного мира немыслима без организованного, четко работающего, обеспечивающего перевозки грузов и населения механизма. В настоящее время автомобильные дороги не приспособленными ко все возрастающим транспортным потокам и повышенной скорости движения.
Дорожная сфера не потеряет своей актуальности еще очень долгое время — ученые всей планеты еще не придумали альтернативу дорогам, а любые предположения на этот счет больше сводятся к фантастике. О том, насколько развита дорожная сеть в России, можно судить по размерам страны, и например по сервису RuDorogi.ru, который посвящен дорогам.
Проектирование автомобильных дорог должно обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями, однородные условия движения, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей, удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений.
Зачем мне это проектирование дорог - думает заказчик, чего сложного отсыпать дорогу, уложить асфальт, дел та. Если вы никогда не сталкивались с данным видом деятельности, то прежде чем продолжать советую хотя бы поверхностно ознакомится с чем придется столкнуться, сколько это будет стоить и что может грозить.
Прежде чем начать строительство дороги общего пользования, городской улицы или примыкания Вам понадобится получить разрешение на строительство, для которого необходимо будет выполнить проектную документацию. Самовольное строительство закончится тем, что приедут представители ГИБДД, выпишут предписание и если замечания не будут устранены перекопают примыкание или дорогу, запретят эксплуатацию объекта. Придется восстановить все как было, таким образом потраченные деньги будут впустую, но еще печальней, если дорога ведет к коттеджному поселку, промышленной площадке, складской территории, АЗС или кафе, функционирование которых тоже прекратится.
Проектирование дорог - это не только щебень, асфальт и дорожные знаки. Проектирование дорог должно учитывать наличие всех существующих и проектируемых коммуникаций находящихся в зоне строительства. Будет крайне неприятно если рабочие порвут оптоволоконный кабель, газопровод или водовод. Восстанавливать и возмещать убытки владельцам коммуникаций придется за свой счет, а стоить будет не дешево.
Проектирование дорог следует доверить специалистам и по той причине, что существует ряд моментов которые могут быть не учтены строителями. Инженеры дорожники предусмотрят мероприятия которые позволят длительную и безопасную эксплуатацию дороги, рассчитают конструкцию дорожной одежды и несущую способность основания под необходимые нагрузки, обеспечат систему водоотвода для предотвращения размыва земляного полотна и т.п.
Столкнувшись с необходимостью сделать проект автомобильной дороги, городской улицы или примыкания к ним, возникает масса вопросов, с чего начать, куда идти, кому писать. Делается это примерно в таком порядке, адаптируя под конкретный объект.
1. Проектирование дорог, примыканий транспортных развязок начинается с задания на проектирование.
2. Сбор исходных данных.
3. Проектирование и выпуск документации.
4. Согласование проектной документации.
Хотелось бы отметить, что на данном этапе очень важно правильно определить стадийность (проект, рабочая документация), вид выполняемых работ в задании на проектирование дороги или примыкания. Дело в том, что в зависимости от того что вы там укажите (ремонт, капитальный ремонт, реконструкция, новое строительство) будет зависеть и объем выполняемых работ, и список согласовывающих организаций. К примеру если в задании на проектирование дороги будет указана реконструкция вместо капитального ремонта, понадобится прохождение государственной экспертизы, доведение геометрических параметров до нормативов, а это дополнительные траты денег и времени. В задании так же указывается количество экземпляров и вид выдаваемой проектной документации, сроки проектирования, категория дороги и много чего еще. Следует понимать, что проектирование дорог будет производится в соответствии с заданием, и все что выходит за его рамки будет обсуждаться отдельно.
К исходным данным относятся инженерные изыскания, получение технических условий владельцев всех коммуникаций попадающих в зону работ, различные письма от согласовывающих инстанций.
Объём исходных данных зависит от конкретного объёкта, для небольших (примыкание, проезд, стоянка) достаточно городских планшетов, проектирование дорог как правило требует геодезических и геологических изысканий.
Проектирование дорог процесс длительный и затратный. После получения технических условий как правило настроение падает, объемы работ увеличиваются, а асфальт и щебень не самые затратные расходы.
Администрация может "попросить" дополнительно благоустроить территорию, запроектировать стоянки, тротуары и велодорожки, выполнить озеленение. Если дело касается устройства примыкания к автомобильным дорогам общего пользования, к примеру ГИБДД и СОГУ потребует запроектировать примыкание с переходноскоростными полосами, сделать освещение, светофорный объект или потребуется устройство водопропускной трубы.
В случае попадания инженерных коммуникаций (тепло, газ, связь, ЛЭП и т.п.) в зону строительства, владельцы потребуют их защиту или переустройство в соответствии с нормативными документами.
Таким образом проектирование дорог общего пользования и городских улиц уже не ограничивается только дорожной частью, требуется привлечение инженеров других специальностей, соответственно значительно увеличивается стоимость проектирования и строительства.
С какими органами и кто будет заниматься согласованием проектной документацией должно быть отражено в задание на проектировании. В случае возникновения вопросов и замечаний, проектировщикам проще напрямую пообщаться со специалистом и снять замечания, или внести необходимую корректировку.
Прохождение государственной или независимой экспертизы как правило оплачивается заказчиком отдельно.
Проектирование дорог можно считать завершенным после получения всех положительных согласований. Далее можно получать разрешение на строительство.